Официальный сайт Института маскотерапии Г. М. Назлояна, автора метода. Обучение в центре. Институт маскотерапии.

Программа обучения

Курс лекций "Маскотерапия. Методика и техника"

I. Вводная лекция. Категории нормы и патологии в психиатрии. Литература (2 ч.)

II. Арт- и психотерапия в клинической практике. Единицы анализа (7 ч.)

  • Парадигма процессуальности
  • Дихотомия "невроз-психоз"
  • Поведенческие модели
  • Визуальная экспрессия
  • Trieb и сублимация
  • Dasein и самоактуализация

III. Комментарии к общей и практической психиатрии (5 ч.)

  • Спецификация клинического опыта
  • Определение синдрома
  • Определение симптома
  • В отсутствие новой парадигмы
  • Эндогенный процесс и "синдромы-мишени"

IV. Одиночество (4 ч.)

  • Аутизм. Границы понятия
  • Аутопсихические расстройства
  • Метод интервью "Зеркальные переживания"

V. Терапевтический портрет. Методика и техника (4 ч., 3 фильма и обсуждение 4 ч., истории и обсуждение 6 ч.)

  • Пространство и время психотерапевтического сеанса. Стилистика лечебного портрета
  • Диалог с пациентом: пути трансформации симптомов болезни
  • Критерии завершения психотерапевтического процесса. Катарсис по Аристотелю и псевдокатарсис по Брейеру и Фрейду
  • Показания

VI. Автопортрет - метод терапии и реабилитации душевнобольных (2 ч., 2 фильма и обсуждение, 2 ч., истории и обсуждение, 2 ч.)

  • Генезис автопортрета. Автопортрет врача. Автопортрет пациента
  • Техника лечебного автопортрета
  • Показания

VII. Бодиарт-терапия. Показания и противопоказания (6 ч., 2 фильма и обсуждение 2 ч., демонстрация 2 ч.)

  • Архетип человека и его зеркального "я"
  • Лепка по живому лицу и телу
  • Бодиарт-портрет
  • Бодиарт-автопортрет
  • "Смешанные" формы. Параллельная лепка
  • Архетип "смерти-рождения. Собственно бодиарт
  • Техника бодиарт-терапии. Используемые краски. Инструментарий и способы нанесения красок. Ритуал
  • Показания и противопоказания
  • Параллельное лечение родственников больных. Сочетание с известными техниками психотерапии

VIII. Групповая психотерапия "беседы у костра" (1 ч., фильм 1 ч.)

IX. Ритмопластика (1 ч., фильм 1 ч.)

X. Обучающая арт-терапия (1 ч.)

XI. Эффекты и эффективность маскотерапии (2 ч, демонстрация графиков и диаграмм, 1 ч.)

  • Характеристика и параметры исследуемого материала
  • Критерии отбора и оценки
  • Статистический анализ
  • Мета-анализ

XII. Заключительная лекция (2 ч.)

  • Наставники, интерпретаторы, пресса
  • Выдача сертификата


Портретный метод психотерапии включает взаимозаменяемые и дополняющие друг друга в едином концептуальном узле авторские техники скульптурной терапии, скульптурного автопортрета и бодиарт-терапии. Обучение портретному методу производится в следующем порядке. Врач-стажер, психиатр по образованию, обращается с просьбой обучить нелекарственной терапии психических болезней. Сначала он проходит теоретический курс – печатные издания, лекции, семинары, фото и видео материалы. Затем ему предлагается вылепить скульптурный портрет одного из плановых пациентов в натуральную величину (техника скульптурной психотерапии) и попытаться преодолеть состояние патологического одиночества – центральной психопатологической проблемы. В этих целях на доске устанавливается  масса из серого художественного пластилина и стажеру дается пояснение, что портрет должен формироваться путем изъятия лишнего материала как на дереве или камне, а конечный результат должен соответствовать профессиональному уровню. 

Поставленный перед столь трудной задачей с первых минут работы, будущий врач-скульптор ощущает острую нехватку профессиональных знаний и навыков как в области психотерапии психозов, так и профессионального умения лепить. Именно в этом плане его рассматривают как невротизированную личность, испытывающую творческий кризис. Ему предлагают начать лечение с самого себя, помочь себе в преодолении страха перед ваянием, искусством бодиарта и нелекарственной терапией душевнобольных. В этих целях он начинает лепить собственный портрет – автопортрет. Для этого ему рекомендуют сесть перед зеркалом и начать работу с изготовления небольшой яйцеобразной формы с целью создать свой собственный образ. Когда работа доходит до предела возможностей врача-стажера, ему советуют закрыть этот промежуточный образ небольшими «лепешками» из того же пластилина, а затем изготовить новое «яйцо». Операция повторяется вновь и вновь, врач усваивает навыки лепки, воспроизведения деталей лица, пока пластилиновая масса не доходит до натуральной величины. Для более эффективного преодоления творческих барьеров он использует элементы бодиарт-терапии с нанесением психотерапевтического грима на собственное лицо и на лицо пациента. За все это время врач-стажер не прекращает работу в рассматриваемом русле над портретом своего пациента. Когда автопортрет в натуральную величину и портрет пациента доходят до предела возможностей врача-стажера, работу над его портретом продолжает опытный врач-портретист. Его роль ограничивается работой над продолжением портрета врача. В процессе лепки портрета стажера, совместного творчества происходит передача опыта психотерапии психических заболеваний и мастерства скульптора. Причем к скульптурному портрету пациента он не подходит и в лечебную работу стажера не вмешивается, чтобы не ущемить его авторитет перед больным и опекунами. После того как оба портрета успешно завершаются и проходят сложную процедуру признания, экспертизы, стажеру разрешается использовать метод скульптурного портретирования, метод скульптурного автопортрета и психотерапевтического грима самостоятельно.