Скульптурный портрет
Портретная терапия была внедрена в 1978 г. Она имеет четко обозначенные начало, этапы и завершение. Это диктуется особенностями работы над скульптурным портретом, который рано или поздно должен эстетически и этически завершиться.
Мировое яйцо. После детального обследования пациента и проведения интервью «зеркальные переживания» начинается работа над скульптурным портретом. Для этих целей из художественного пластилина на доске заранее изготавливается полусфера и устанавливается на мольберт. Такая форма архетипична, символизирует акт рождения, возрождения, «мировое яйцо».
Обычно пациент садится рядом с мольбертом – то слева, то справа от врача. Формируется триада: пациент – его двойник – врач. В этой троичной структуре коренится принципиальное отличие портретной психотерапии. Именно она позволяет сразу преодолеть тоталитарный образ лечащего врача.
Сеансы и маски. Врач-скульптор как бы снимает «покрывало» не только с пластилиновой маски, но и с больной души. Формируется концепция послойного снятия лишнего материала. Эти слои, некогда живые оболочки скульптурного образа пациента, превращаются в «прах» в виде комочков пластилина. Лечебный процесс завершается на мягком материале в форме реалистического портрета в натуральную величину. Скульптурный образ заливается тонким слоем гипса, вновь отливается в гипсе или металле и хранится как единица медицинского архива.
Катарсис. Последствия проявляются в форме «отреагирований» разного масштаба. Происходит калейдоскопическая смена выражений на лице пациента, сопровождаемая эмоциональными выплесками и отчуждением от врача и портрета.